Правотворческая инициатива

1. Субъекты правотворческой инициативы

В соответствии со статьей 10 Устава города, статьей 18 Регламента Череповецкой городской Думы проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами городской Думы, мэром города, контрольно-счетной палатой города, прокурором, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан (далее — субъект правотворческой инициативы).

2. Требования, предъявляемые к проектам муниципальных правовых актов

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов установлены Регламентом Череповецкой городской Думы, утвержденным постановлением Череповецкой городской Думы от 29.11.2005 № 139.

Согласно статье 18 Регламента городской Думы к проектам правовых актов, вносимых на рассмотрение городской Думы, предъявляются следующие требования:

1. Проект правового акта может состоять из следующих структурных единиц: преамбула (не является обязательной), раздел, глава, статья. Вводить структурную единицу «Раздел», если в проекте правового акта нет глав, не следует. В крупных проектах правовых актов возможно деление разделов на подразделы, глав — на параграфы.

2. Структура проекта правового акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей правильное и единообразное понимание и толкование документа.

3. В преамбуле проекта правового акта содержатся положения, разъясняющие его цели и задачи, ссылки на документы, во исполнение или в соответствии с которыми необходимо принятие данного правового акта.

4. Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование. Главы нумеруются арабскими цифрами, имеют наименования. Статья проекта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, наименование (может его не иметь).

5. В тексте документа не должно быть устаревших, многозначных слов и выражений. Термины необходимо употреблять только в одном значении и в соответствии с общепринятой терминологией.

6. При подготовке проекта документа рекомендуется использовать шрифт Times New Roman размером № 13 и № 12 (для оформления табличных материалов).

7. Текст проекта правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами русской орфографии, оформление документа должно соответствовать нормам делопроизводства.

8. Проект правового акта может содержать указание на сроки исполнения, источник финансирования, ответственных за исполнение, порядок опубликования и вступления в силу.

3. Документы и материалы, представляемые с проектом муниципальных правовых актов

При внесении в городскую Думу проектов правовых актов субъектами правотворческой инициативы должны быть представлены:

сопроводительное письмо (с указанием докладчика на заседании городской Думы);

лист согласования проекта правового акта;

проект правового акта;

пояснительная записка к проекту правового акта, в которой в краткой форме излагаются обоснование необходимости разработки проекта правового акта, предмет правового регулирования, цели и основные положения проекта, условия его реализации, прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, необходимые расчеты, иные сведения;

таблица изменений, предлагаемых проектом правового акта, содержащая действующие нормы правового акта, в которые вносятся изменения, а также новую редакцию норм с учетом предлагаемых изменений (в случае внесения изменений в ранее принятые правовые акты городской Думы);

перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного правового акта;

финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует расходов городского бюджета или повлечет снижение доходов городского бюджета);

документы и материалы, представление которых требуется в соответствии с федеральным законодательством:

а) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации (к проекту решения городской Думы о городском бюджете);

б) документы и материалы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации (к проектам решений городской Думы в сфере градостроительной деятельности);

в) документы и материалы, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в случае внесения проекта решения городской Думы, затрагивающего социально-трудовые права работников);

список приглашенных на заседание городской Думы, на котором будет рассматриваться проект. Обеспечить присутствие указанных лиц на заседании городской Думы обязан субъект правотворческой инициативы, внесший проект.

В качестве дополнительных материалов к проекту могут быть приложены таблицы, схемы, образцы документов и прочее. Проект правового акта и материалы к нему должны быть представлены на бумажном носителе, а также в форме электронного документа.

Правовые акты городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только по инициативе мэра города или при наличии заключения мэра города.

Если внесенный в Думу проект правового акта не соответствует требованиям настоящей статьи, председатель принимает решение о возвращении проекта субъекту правотворческой инициативы для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований инициатор вправе вновь внести проект в городскую Думу.

4. Сроки представления проектов муниципальных правовых актов

Проекты решений городской Думы и материалы к ним направляются председателю городской Думы на бумажном носителе, а также в форме электронного документа в сроки:

по вопросам, включенным в план работы городской Думы на полугодие, утвержденный решением городской Думы, — не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу рассмотрения городской Думой соответствующего вопроса согласно плану работы городской Думы на полугодие;

по вопросам о внесении изменений, признании утратившими силу, отмене нормативных правовых актов, признанных соответствующим судом противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, — не позднее 1 месяца со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока;

по иным вопросам — не позднее чем за 15 дней до заседания городской Думы.

По предложению субъектов правотворческой инициативы, сроки представления проектов решений городской Думы и материалов к ним могут быть сокращены, но не позднее сроков, установленных для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов городской Думы порядком, утвержденным решением городской Думы, а в отношении проектов решений, направляемых для проведения экспертизы в контрольно-счетную палату города, — не позднее сроков, установленных для ее проведения муниципальными правовыми актами контрольно-счетной палаты города.

5. Особенности внесения проектов муниципальных правовых актов жителями города Череповца

Инициативная группа граждан в составе не менее 300 человек вправе внести в Череповецкую городскую Думу проект муниципального правового акта.

В порядке правотворческой инициативы могут быть внесены проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Не могут являться предметом правотворческой инициативы вопросы, связанные с принятием бюджета города, внесением в бюджет города изменений или дополнений, а также вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения городского округа.

Порядок формирования инициативной группы граждан, внесения проектов муниципальных правовых актов и рассмотрения правотворческой инициативы определен Положением о правотворческой инициативе граждан в городе Череповце, утвержденным постановлением Череповецкой городской Думы от 25.10.2005 № 123 (прилагается).